МДОУ « Ясли-сад № 316 города Донецка»
|
Консультация педагога-психолога Овсянниковой Я.М. «Дошкольник и мир социальных отношений»Цель: дать родителям представление о развитии детей в мире социальных отношений. Мы живем в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими. Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый ребенок получает в детстве. Те навыки общения, которые у ребенка закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже взрослого человека. И среди малышей можно уже наблюдать активных исследователей, интересующихся всем, что их окружает; лидеров - чрезвычайно товарищеских и инициаторов-заправил в играх; наблюдателей - пассивных «середнячков», ничем среди других не выделяющихся. То, какими чертами обладает ваш ребенок, определяет путь его познания мира, в том числе и мира человеческих отношений. Именно родители и педагоги дошкольного учреждения являются первым образцом для ребенка, первым консультантом по общению. В популярных психологических изданиях встречаются характеристики следующих типов «непопулярных» среди сверстников дошкольников. «Любимчик» - Дети не любят сверстников, которых постоянно выделяют воспитатели (особенно, если им неизвестна причина покровительства), ставят на особое место, занимаются и делают поблажки. «Прилипала» - Дети избегают или настроены агрессивно к тем, кто постоянно старается привлечь к себе внимание неважно: положительное или отрицательное), хватает за одежду, забирает вещи, обнимает и удерживает против воли объекта привязанности, постоянно заглядывает в глаза собеседнику. «Клоун» - Дети переводят на него всю вину и неудачи коллектива. Его реплики вызывают смех, на занятиях он выкрикивает разную ерунду, стараясь иметь хоть немного внимания в коллективе, быть интересным группе сверстников. Его перестают воспринимать всерьез, привлекать в свою команду. «Озлобленный» - от него отстраняются, не хотят стоять в паре, сидеть за одним столом ... Он, не умея найти место в коллективе, ведет себя так, будто мстит окружающим за свои неудачи. На занятиях мешает детям, стучит по столу, перебивает тех, кто отвечает ... «Незаметный» - К такому ребенку никто не бежит навстречу после выходных, не замечает, что его нет в группе, никто не выбирает его в команду на эстафетах. Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчивый, не знает, как обратить на себя внимание. «Неряха» - Такому ребенку не хотят давать руку в хороводной игре, сидеть за обеденным столом, вместе играть игрушками. Он плохо владеет навыками личной гигиены, у него не сформированы самоконтроль и дисциплина, в его шкафчике всегда лишние вещи, свою одежду носит неряшливо, постоянно жалуется на отсутствие друзей и игрушек. Научите малыша играть в совместные игры (вспомните классические детские забавы из вашего детства), ведь современные дети часто не могут занять себя на прогулке без организующей работы взрослого. Можно читать и обсуждать литературные произведения, где звучит тема решения конфликтных ситуаций и воспитания дружеских отношений между детьми. Психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива Упражнение «Что я люблю, не люблю» Каждый должен решить, что он больше всего любит и не любит, и выразить это. Взрослый: «Вас так много, и вы все такие разные, но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же. То есть вы похожи, у многих из вас общие интересы, а значит, вам будет легко понять друг друга.» Упражнение «Закончи предложение» Детям предлагается закончить предложение: - Я не люблю, когда дети в группе ... Было бы очень хорошо, если бы дети в нашей группе ... Цель - проанализировать, что нравится и не нравится детям в поведении сверстников. Упражнение «Как расположить к себе окружающих» Ведущий напоминает золотое правило нравственности «Относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». С детьми определяются приемы, которые помогают наладить отношения с окружающими: улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы ... Упражнение «Самооценка» Детям предлагаются макеты многоэтажных сказочных домиков. Отмечается, что фея-волшебница приглашает в гости на первый этаж - некрасивых, ленивых, глупых детей; на второй - немного лучших; на следующий - еще лучших, а на самый высокий этаж - красивых, умных, общительных. Детям нужно прикрепить свое имя на тот этаж, на который, по их мнению, они считают себя достойными пойти. Так постепенно, шаг за шагом, формируется умение ребенка-дошкольника жить в мире людей, строить дружеские отношения, сотрудничать, решать конфликты. А задача педагога - оставаться рядом, поддерживать и направлять маленького человека на пути к его взрослению. Ведь именно в мире социальных отношений и формируется личность. Литература: 1. Богуславская З., Смирнова Е. Развивающие игры для дошкольников. – М.: 2019. 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2018. 3. Воронова А.П., Защиринская О.В. Азбука общения. – М., 2012. 4. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – М.: 2009. 16 февраля 2021 в 11:32
Прикреплённые файлы:Документ: Консультация педагога-психолога Овсянниковой Я.М. «Дошкольник и мир социальных отношений» Описание файла:Файл называется: doshkolnik-i-mir-soc-otnoshenii_31381.doc Это официальный файл организации «МДОУ « Ясли-сад № 316 города Донецка»», в нём содержится Консультация педагога-психолога Овсянниковой Я.М. «Дошкольник и мир социальных отношений». Размер файла: 0,07 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.